Рыжков В. А. (cts3402) wrote,
Рыжков В. А.
cts3402

Category:

...И слово было Бог-3: боги света - день и небо

В пользу версии «света» у нашего и индо-иранского Бога могут быть другие версии световых Богов у европейцев и некоторых других народов, подпавших под влияние ИЕ (кланов R1a1a+).

Так, индоевропейский Дьяшун-Дей-Диос-Диа-Диу-Диэ-Ди-Деос-Теос-Зевс и т.д., как и Чедое/Диота у бенгальцев, Тьен/ Тян у китайцев, Тьенху в тонкинском диалекте, Чьо/Чьоа в тангутском и другие аналоги могут быть производными от пракорня «дня как светлого времени суток» DY с развитием «смотреть, ясное небо, солнечное освещение, высматривать пóсолонь, показывать при дневном свете > дивиться = видеть *dheiǝПИЕ»

Америндские: солнце > день *tin, *din < DY-n; облака > день, солнце dẽn < DY-n; tin < TY-n
Аустрические: день, солнце *ŋaj < NY > DY; день *daqaNi; **ndava /tava, **daw/-daw < DW ~ DY; **ndani/dani/tani/čani, **dina < DY-n; свет, сиять, излучение *e-daŋ < DN < DXy > DY
Папуасские-2: солнце, день i-ji* < DY; дневное путешествие yadai* < YX-DY; звезда di-di < DY; выйти из укрытия daia < DY
Дравидийские: сиять, сверкать *dag < DX; день, рассвет *cir < TsR < XyR
Картвельские: день *deɣ, *dɣe < DX > DY, небо tsa < TsX < XyX; dai-si < DY+
Айну: полдень, день to(ho) < TW ~ TY
Папуасские-1: день diingε* < D(Xy)Y; видеть ndi-mit < ND(Xy)Y.. < XyY; свет taye < TY < XyY
Суахили: солнце jua < TsW ~ TsY < XyY; день siku; смотреть čeki < TsX < XyX
Нилотские: день nï-n < NY > TsY > DY; обозревать daai, däi, dɛɛi < D(X)Y; вечер thëi < T(X)Y < XyY; дождь, небо deŋ, dëŋ < D(Xy)N; завтра nhiäk < N(Xy)X < XyX
Койсанские: сегодня *swe < SW ~ SY < TsY < XyY; день ǂne(e) < NX < XyX?; утро tl'i-k(i) < T(X)Y+?

Видим два варианта образования корня «дня» DY, и оба - от пракорня «тепла и света горящей ветви» XyX . Первый – от XyX до нашего любимого корня «посылания» XyY, причем посылания посветлу и по свету:

XyX > XyY «на х...у посылать / отселять, уходить посветлу (днём) и по свету (миру) > идти, ходить, входить, протекать (о реке), следовать > дорогами, походный, путепора » > TsY > DY

Второй - от корня XyX до TsX «топить (днём) снег/лёд, сушить растопленное» и далее до > SX «посолонь, солнечный свет > тепло и сухо, видеть, сечь», ТХ «таять днём > растекаться, течь, талая вода», DX «таять > течь > река = дорога > идти (вдоль реки) днём > DY

Албанский Бог Hyjni [hüjni] – в пользу первого варианта в части Бога-Дня, тогда как Isis-thixo и uThixo южноафриканских Xhosa и Zulu, сответственно – в пользу происхождения от TsX.

Из других световых ипостасей Бога можно отметить также чувашского Тора и вогульского Таром (сияние), идущих, видимо, от корня «треугольника огня» TR: TR < TsR < XyR

Отдельно отмечу небесные ипостаси Бога в финских языках, идущие от допермского *Ilma «воздух, небо», в свою очередь, напоминающего нам о финноугорских корнях немецкого Himmel «небеса»:

Юму черемис, Юмала эстонский и карельский, Юммал эстляндский, Юмал олонецкий, Юбмел, Ибмел лопарский, Ilm-arinen финский (фин. Ilma «воздух»), удмуртский Инм-ар ( удм. Инм «небо») < XyL+MX(?)

И тут основной корень XyL, корень "восходящего солнца", выглядит производным от "светового/огневого" пракорня XyX, а пракорень "материнства" МХ напоминает о необходимости для облачного неба (проливающего своё "молоко" на землю) не только огненно-световой, но и водной сферы (MX < MpX < WX < XwX).


Семитский/арабский Аллах выглядит сложением двух ностратических корней XL «иной, чужой, заблудившийся» +LX «светло ночью, луна», что даёт «иной+свет ночи/луны – свет лунного полумесяца», т.е. «свет ночи», что, наверное, можно трактовать как невозможность что-либо путное сделать при дневной аравийской жаре?
В тибетском Бог – lha < LX, т.е. исходно «лунный свет, луна».


Продолжение следует
Tags: бог света, и слово было Бог
Subscribe

  • За симбиоз

    Женщина – единственный в природе хищник, который не съедает свою добычу сразу, а пытается растянуть удовольствие на всю жизнь, тогда как мужчина –…

  • Если б я был…

    способен менять свой гормонотип/соматотип, а с ними и свой психофототип, то в тридцатник мог бы в шестнадцати возможных ипостасях выглядеть примерно…

  • Когда со спокойной совестью

    можно сообразить на троих на необитаемом острове: А потом со спокойном же совестью, а вернее, за отсутствием таковой, набить морду тем двум…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment