Рыжков В. А. (cts3402) wrote,
Рыжков В. А.
cts3402

Category:

Y-STR датирование общих предков Рюриковичей N1c1

Мои годичной давности расчеты по 111-маркерным гаплотипам Рюриковичей. На октябрь 2013 года было известно одинадцать 111 маркерных FTDNA гаплотипов Рюриковичей N1c1 в следующем составе:
- 200703 Корыбут-Воронецкий как предполагаемый потомок Святополка Изяславича;
- 111461 Пузына и 179757 Массальский, как предполагаемые потомки Михаила Черниговского через Олега Святославича;
- и предполагаемые Мономашичи: 158355 Кропоткин, 158598 Вадбольский, 158599 Хилков, 47176 Гагарин, 133692 Ржевский, 160453 Путятин, 197153 Шаховской, 229414 Лобанов-Ростовский.


Отметим некоторые ветви этих Рюриковичей.

Лоба́новы-Росто́вские — одна из двух ныне существующих отраслей князей Ростовских (ок.1200-1225гг). Князь Иван Александрович Ростовский по прозванию Лобан (конец XV-16 вв, колено Х, XIX), праправнук ростовского владетельного князя Константина Васильевича (1312-1365). Сыновья родились около 1525-1550 гг.

Вадбо́льские —из числа обмельчавших Рюриковичей, отрасль князей Белозерских, владевшая в XV веке Вадбольским княжеством. Являлись потомками великого князя владимирского Константина Всеволодовича (1186-1218) - старший сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Гагарины ведут свой род от правителей средневекового Стародубского княжества, родоначальником которых был Иван Всеволодович (1197-1247), младший сын великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.
Хилко́вы ведут свой род через князей Ряполовских от удельных князей Стародубских (Иван Всеволодович (28 августа 1197 — 1247) ). Герб совпадает с гербом родственных им князей Гагариных.

Более или менее общепринятое древо для этих потомков Рюриковичей, можно посмотреть в работе В.Г.Волкова [ http://haplogroup.narod.ru/rurik.html , схема 2], поскольку оно не противоречит данным по происхождению всех этих отдельных линий, суммированным в статьях Википедии. Расчеты самого Волкова вылились в схему 2 в той же работе. Выделение В.Г.Волковым некоторых откладов по средне-медленным, быстро-медленным и быстрым маркерам dys442(1415), dys389i (1413) и dys449 (2829) вряд ли правоместно, поскольку для выделенных таким образом в отдельные ветви гаплотипов не были учтены произошедшие мутации в намного более медленных маркерах (потому что ранжирования маркеров по скоростям мутации Волковым не было произведено), статус которых для ветвовыделения намного выше, чем у маркеров, использованных Волковым. Очевидно, что подход с расчетом временных расстояний между всеми возможными парами выглядит более продуктивным, нежели априорное отдавание приоритета каким-то из мутировавших маркеров в ущерб другим.

Мои Y-STR расчеты гаплотипов в формате 111FTDNA, основанные на моей медодологии в [http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/download/105/120], вылились в существенно отличающееся древо Рюриковичей N1c1 – см. ниже:

Rurikids-N1c1

Полученное для этих Рюриковичей древо указывает на сильную перекошенность данной группы гаплотипов в сторону предполагаемых Мономашичей. Подобная перекошенность ставит под сомнение результаты прямых расчетов времени до ближайшего общего предка (ВБОП), когда с равными весами суммируются мутации для каждого отдельного гаплотипа в сравнении с неким предковым [1 3], т.к. очевидно, что 8 (из 11 ти) Мономашичей явно перевесят вклад остальных 3-гаплотипов. По этой причине, в данной работе для оценки времен до ближайших общих предков использовалось вычисление временных расстояний между ВСЕМИ 55 ю возможными парами этих Рюриковичей, после чего расстояния от современности (в среднем от 1975 года РХ) до общих предков, отмеченных на схеме узлами с 1 по 9, вычислялось усреднением расстояний между соответствующими парами гаплотипов: например, для общего предка узла 3 усреднялись попарные временные расстояния пар Шаховской-Путятин, Кропоткин-Путятин, Ржевский-Путятин.

Результаты расчетов временных расстояний между 55 ю возможными парами Рассматриваемых Рюриковичей представлены в Табл.1.

Table 1
Table1-cont

Эти результаты сгруппированы по узлам, начиная с узла 1, определяюшего общего предка всех этих 11 ти гаплотипов, и кончая узлом 9, определяюшем предка гаплотипов Пузыны и Массальского. Видим, что предок №1 (где по генеалогии предполагается Ярослав Мудрый) определяется 26 ю расстояниями, а предок №2 (предполагается Мономах) – 16 ю. Таким образом, датировки для этих двух наиболее важных предков должны быть наиболее достоверными, если сам применяемый метод не имеет систематических просчетов.

Итак, что имеем для общих предков разных узлов этих Рюриковичей?

Согласно официальной родословной общий предок всех этих 11-ти конечных ветвей Рюриковичей (узел 1) – это Ярослав Мудрый (978-1054 гг) с рождением сыновей в пределах 1018-1036 гг РХ, тогда как по всем ветвям общий предок этих 11-ти гаплотипов уходит примерно на 150 лет глубже - до 875±150 РХ, т.е. во времена Рюрика и его (предполагаемых) братьев. Более того, по официальной генеалогии предполагаемый общий предок Пузыны и Массальского (узел 9) – это Михаил Черниговский (1179-1246) с рождением сыновей в период 1200-1225 РХ, но временное расстояние между этими гаплотипами указывает на их общего предка опять же во времена Рюрика, 875±150 РХ. Также, по генеалогии предок ветви Корыбут-Воронецкого предполагается не ранее Святополка Изяславича (1050-1113) с рождением сыновей Святополка в период 1075-1100 РХ, тогда как общий предок для гаплотипа Корыбута-Воронецкого по отношению к остальным десяти гаплотипам уходит опять же во времена Рюрика - 875±125 РХ.

Таким образом, наблюдается как минимум три древних ответвления во времена Рюрика для этих 11 ти гаплотипов, причем четвертым может быть ответвление ведущее к «Мономашичам». Учитывая единственность наследника Рюрика в лице будущего князя Игоря, а у того опять же единственность наследника в лице Святослава, видимо, следует говорить об обсуждаемых гаплотипах Рюриковичей как о потомках не только по линии Рюрик-Игорь-Святослав, но и, возможно, как о потомках сыновей предполагаемых братьев Рюрика – Синеуса и/или Трувора, а также от других сыновей Рюрика и его сына Игоря, которые по каким-то причинам могли выпасть из поля зрения летописцев, хотя племянники (нети) Игоря и упоминаются в летописях.

Следует отметить, что речи о систематическом завышении датировок данным методом не идет, поскольку сразу после калибровки метод был проверен на 111 маркерных гаплотипах с известными генеалогиями (см. Приложение). Кроме того, часть датировок предков данных Рюриковичей (см. табл.1 и датировки на схеме древа на Рис.1) хорошо соответствует временам рождения сыновей официально принятыми общими предками, а другая часть даже омолаживает на 100-150 лет ряд общих предков для пар этих гаплотипов, тем самым зазор между предковыми узлами (1) и (2) вместо предполагаемых по генеалогии 75 лет по гаплотипам оценивается на 300 лет (!) больше - 375 лет. Причем, отдаление до Рюрика происходит не только и столько из-за трех плохо известных (т.е., видимо, очень древних?) ответвлений Корыбут-Воронецкого, Пузыны и Массальского, но и за счет «хорошо документированного» кластера ветвей всех остальных, относимых общепринятой генеалогией к Мономашичам.

Так, согласно общепринятой генеалогии общий предок Гагариных, Хилковых, Лобановых-Ростовских, Ржевских, Шаховских, Кропоткиных и Путятиных (узел 2) - это Владимир II Мономах (1053-1125) с рождением сыновей в пределах 1076-1102 РХ, но по указанным гаплотипам общий предок получается примерно на 150-125 лет более поздним – около 1225 года, т.е. примерно во времена Всеволода Юрьевича Большое Гнездо или его сыновей. Усредняя датировки узлов 2 (1250±175), 3 (1225±125), 5 (1225±200) и 7 (1175±125) получим уточняющее значение ВБОП для узла 2 как 1225±50 РХ.

По генеалогии общий предок Ржевских, Шаховских, Кропоткиных и Путятиных (узел 3) – это Мстислав I (1075-1132) с рождением сыновей в пределах 1117-1132 РХ, тогда как по гаплотипам имеем примерно на 100 лет более позднего общего предка - около 1225±125 лет, что согласуется с датировкой предка (узел 2). Общий предок Ржевских, Шаховских и Кропоткиных (узел 4) по генеалогии - это Давыд Ростиславич (1140-1197) с рождением сыновей около 1170-1195, а по гаплотипам примерно на 150 лет позже, 1325±50 лет и опять же согласуется с более ранними предками (узел 3) и (узел 2).

Время до общего предка гаплотипов Шаховского и Кропоткина (6) 1450±100 лет РХ, оцениваемое как половина временного расстояния между этими гаплотипами, в пределах ошибки выглядит примерно соответствующим временам появления предков этих двух родов: родоначальником князей Кропоткиных считается князь Дмитрий Васильевич Смоленский Кропотка (с предполагаемым рождением сыновей после 1400 РХ), возможный племянник последнего князя смоленского Юрия Святославича (ок.1350-1404), а родоначальником Шаховских считается Константин Глебович, князь Ярославский, по прозвищу Шах (ок. 1425-1482).

По генеалогии общий предок Гагариных, Хилковых и Лобановых-Ростовских (узел 5) - это Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212) с рождением сыновей в пределах 1186-1200 РХ, что очень хорошо соответствует нашей датировке узла (5) как 1225±200 РХ. Общим предком Хилковых и Гагариных (узел 7) считается сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо князь Иван Всеволодович Стародубский (1197-1247 гг) с рождением сыновей в пределах 1225-1247, что опять же хорошо соответствует нашей датировке этого узла как 1175±125 РХ и родительского узла (5, 1225±200 РХ).

Согласно генеалогии, дальний предок Вадбольских (отрасль князей Белозерских) и Лобановых-Ростовских (отрасль князей Ростовских) (узел 8) - это старший сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, великий князь владимирский Константин Всеволодович (1186-1218) с рождением сыновей в пределах 1210-1218, что соответствует датировке прапредкового узла (5), тогда как ВБОП для этой пары гаплотипов (400±100 лет) указывает на много более позднего общего предка - около 1575±100 лет. Отметим, что гаплотипы Вадбольского и Лобанова Ростовского – самые близкие друг к другу из всех возможных 55 пар.

Очевидно, то более длинные форматы гаплотипов, например, FTDNA Y Big, состоящий из примерно 480 Y STR маркеров, позволят получить не только намного более точные, но и более достоверные датировки общих предков разных линий этих Рюриковичей. Кроме того, снипирование до конечных снипов позволит установить истинное ветвление древа этих Рюриковичей.

По данной методике, румын Русу выглядит потомком ответвления кн.Массальских с общим предком около 1650 г. РХ:


Rusu-distance


Ссылки

1. В.Г.Волков. ВСЕ ЛИ РЮРИКОВИЧИ ПРОИСХОДЯТ ОТ ОДНОГО ПРЕДКА? Происхождение Рюрика и Гедимина в свете последних генетических исследований. http://haplogroup.narod.ru/rurik.html
2а. А.А.Клёсов. ДНК-генеалогия русских князей. Pазвернутое предисловие редактора, Вестник Академии ДНК-Генеалогии. 2011, т.4, в.4, с.724-738.
2б. А.А.Клёсов. По поводу откликов на фильм М.Н. Задорнова «Рюрик. Потерянная
быль». Часть 2. О «шведских» и «угро-финских» корнях рюриковичей,
что есть неправда. Свидетельствует ДНК-генеалогия. Вестник Академии ДНК-Генеалогии. 2013, т.6, в.2, на сс.253-256.
3. В.А.Рыжков. Расчёт ВБОП по раздельным панелям Y-STR маркеров,
отсортированных по мере возрастания констант скоростей мутаций. RJGG (2011),
т.3, №2, методика на с.60-102. Расчет предка 10-ти Рюриковичей N1c1 на с.72.
4. Д. Адамов и А. Клёсов. Теоретическая и практическая оценка возвратных мутаций в гаплотипах Y-хромосомы. Вестник Академии ДНК-генеалогии, т.1, №4, 2008. с. 631
5. В.А.Рыжков. Исходные расовые кранотипы выборок черепов в коллекции Хауэллса и их корреляции с гаплогруппами. Часть II. Америнды, эскимосы и европейцы. Вестник Академии ДНК-Генеалогии. 2012, т.5, в.12, на сс.1702-1706.

PS. При длительности поколения 31-32 года (31.5) все возрасты до предков увеличатся в 1.26 раза и датировки сместятся глубже в древность:

Rurikids-N1c1-alternative

В этом случае ветвь Мономашичей имеет предка около 1030±70 Р.Х., т.е. намного ближе к рождению сыновей Мономаха (1076-1102), чем при выборе длительности поколения в 25 лет (1225±50 Р.Х.). При этом предок Пузыны и Массальского отодвигается до 715±200 Р.Х.

PPS

Как я показал в последующих постах длительность поколения 31-32 года при сравнении с датировками по Yfull менее приемлема, чем 25 лет, поэтому в моих расчетах по 111-ти маркерным гаплотипам возможно небольшое занижение вследствие неточной калибровки маркеров сверх формата 67. Необходима перекалибровка этих маркеров с учетом значительного расширения базы 111-ти маркерных гаплотипов
Tags: Y-STR датирование мужских ветвей, Рюриковичи, антропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments