Рыжков В. А. (cts3402) wrote,
Рыжков В. А.
cts3402

Categories:

Не губки...

Третий слой – интродукция губной фонемы W. Фонема W имеет яркую губную окраску и, на мой взгляд, наиболее вероятно могла быть порождена развитием из губного веляра Xw, а потому её интродукция в язык могла осуществляться заменой Xw на W в уже установившихся корнях с развитием их сем в нужную, возможно - ярко губную, отрасль. Другим источником W могло быть дефективное произношение R в виде, близком к W или Y. Возможно, по причине дефективного образования из R, фонемы W и Y взаимно подменяют друг друга в языках многих кланов (особенно в семитских языках).
Само губное происхождение намекает на возможность доминирования «очковых» (устных = губных) сем, по сравнению с веточными (ветошными = устаревающими). Посмотрим, так ли это для корней третьего слоя ностратического праязыка.

#13. XwW [Хо(у)В)], №171 (в БЯА)
ХОВа ≈ ХОВОд: холод, метель, холодный ветер > одежда, одеваться, обуваться = ХОВо > морозно, мёрзнущий, силиться > купол, укрытие

Изначально, в тёплых краях, ощущение холода и происхождение его корня могло произойти из-за намокания – до посинения губ или даже герпеса, но и упрятывание в оке пещеры на время ночного похолодания и ночных страхов не следует сбрасывать со счетов:

XwX «промокнуть» > XwR «хворь» > XwW «холод» ~ XyW «возвращаться домой»

С учетом табу на сдвоение архаичных фонем образование XwW из XwXw невозможно, поэтому очевиден дефективный источник W, по крайней мере, в корнях с Xw. Указанием на переход XwR > XwW, как возможный источник этого корня, служат: «одежда» у Шиллок or, «холод» у Вано nggore, у семитов *qr и эскимосов qura, а также близкий к ним дравидийский «холод» *KÅr; *gir, *kir. Эскимосский «холод» qura интересен в совокупности с порожденным корнем одежды XwW (akuvǝ). Отметим, что возможно именно сема «холод» определила часть сем корня K(w)R < X(w)R как «ночной, тёмный, чёрный»

#14. WXw [ВоХо(у)] , №146
ВАВА (wound), УВЕЧЬЕ: рана, ранить, вонзать, пронзить, разить, пораниться 2) кровь, кровеносный > разъяриться, израненный, настороже > УВечье
Любая колотая рана (вава) – это око.

XXw «срубать ветку» > RXw «срубить/сломить ветку/ сук для вырывания корней» > WXw «вава – укол - рана».

На R, как дефективный источник W в корне WXw с семой «укола-раны», указывают «ранить (животное)» rap < RXw у Динки, «рана» je-raha < ..RXw в Суахили и «поразить» a rka < RX(w) у Айну. Закóленный и закалённый кол появляется при помешивании веткой углей костра – см. в слое Y корень YXw ~ WXw.

#15. XyW [Хи(е)В], №163
«ХiВ» > ХИБ-ара: возвращаться домой, убежище, жильё, укрытие от непогоды, уютный > в селитьбу > клеить (остаться) *čabАл < KyB* < XyW
Тут, кстати, о Киеве, который по сути – дом, убежище.

XyX(w) «огонь» > XyR «случайное высекание огня» > XwW «хов - холод» ~ XyW «хованье в укрытии»

XwX «промокнуть» > XwR «хворь» > XwW «холод» ~ XyW «возвращаться домой»

Корень «холода» XwW (собственно поэтому и нужно ховаться в укрытии) можно произнести и как XyW, что собственно до сих пор происходит в близкородственных славянских диалектах: хiв = хов. «Хижина» eri Шиллук и протосемитская «ноша» *ʕib; *kirāʔ указывают на ещё один возможный дефективный источник корня XyW < XyR. Ещё проще «ошибиться» до XyW из корней XXw («топор-рубить») и XyXw («хайва»).

#16. WXy [ВХи(е)], №143
«ВЕХи > ВЕТКИ, ВОЗ, ВЕШКИ, отмечающие путь [way, vie, via], который может ветвиться»: (пере)-возить, (пере)таскивать, (пере)во-лакивать, (пере)водить, (пере)езжать > везти, перекочевье, заготовительный, семейно > ветка-волокуша, рассвет, ...
Тут очевидно веточное (мужское) происхождение, а не оковое (женское).

XXy «жизн. сила» > RXy «ставить вешки, считать» > WXy «вехь, воз - волочение волокуши по дороге»

Когда мужчины идут в авангарде и постоянно отрываются, иногда теряясь безвозвратно, появляется необходимость оставления знака. Здесь очевиден самый первый ЗНАК человека – ветка-вешка, которую потом будут загибать (см. GyN). Сломленная с дерева «ветвь», таким образом, является самой первой «вещью» человека в виде «волокуши» WXy и «кола» WXw, а также и первым дорожным знаком «вешкой». К правещам этого слоя примыкает и самая первая вещь из духовной сферы – WX, порождающая очень материальные вещи в виде «сыновей» Динки - wɛ̈ɛ̈t (ветки) < WXy. Отметим, что у Динки указан путь образования этого корня из «отделения ветви» WXy: «оторвать / отрезать ветку с дерева» wak < WX.

#17. WX [ВХа], №141
WaKy > vahina, vagina > «ОКО» > ВИЖь (ведать – «изведать»), ИГО = ярмо: влагалище, врозь, разжимать > разделение, вагинальный > 2) отдалившийся на расстояние, звать, призывать; отделенный

Происхождение может быть напрямую от пракорня XwX, а может быть и от корня RX («развилка реки»):

XwX «вода, родильные воды» > (RX* “Ра, река как источник воды и пищи” >) WX «родовые воды из влагалища, роды» ≤ ≥ WXy, WXw «ветки, вешки» > WX «раздвигать ветки-ноги»

Изначально WX – это не только влагалище, но и промежность вообще, в т.ч. и мужская (см. дополнительно, например, корни XN, XwY,…) и промежность реки (притока), т.е. то, что открывается при раздвигании ног-ляжек. Отмечу, что из WX «вбок» идёт и наш (а также папуасский) «бок». «Вавилонская башня» по поводу «бока» даёт следующую сентенцию: « Ср. алт. *biūka 'бок, бедро', и.-e. (слав. *bokъ etc.) < *bVq̇wV. Сходные основы имеются и в СК языках (ср. *büg_a 'бок, поясница', NCED 314; *bŏnq̇_ō 'спина', NCED 310; Климов 1969, 289 сближает ПАК *baq:ʷǝ 'место между бедрами, промежуток' - что сомнительно, поскольку адыгская форма (с историческим префиксом) соответствует ПВК *=Hĭq̇wǝ 'поясница, середина', см. NCED 577-578), так что не исключено субстратное взаимодействие». – На наш взгляд, Климов сближал верно, потому что «бок» и «середина» - это две разные вещи, а вот если «раздвинуть ляжки вбок», то и получим = откроем «середину = промежность». Далее комментарий «ВБ» приближается к корню WX, но так и не доходит до конца: «Возможно, экспрессивный вариант того же корня, который налицо в сван. puṭu "дыра"; ср. далее алт. *p`ut`e 'дыра', урал. *putV 'rectum' < ностр. *ṗu[ṭ]V (МССНЯ 340). Сходный корень налицо и в ПВК *pūṭi / *būṭi'(женские) гениталии».
Название арабской «двери, входа» ba-b < BX < WX (например, пролив Bab-al-Mandab, через который мог произойти Выход-из-Африки) заставляет усомниться в этимологии «бабы» по Андрееву из BX = бух-теть. Скорее всего, этимология «бабы» первичная, т.е. из бореального смысла корня WX > MX > BX.

WX – очень древний пракорень, который (при желании) можно найти в языках самых ранних ответвлений человеческого древа:

1) P-Koisan: девств. плева *bō < BXw < WX(w); дыра *!hwe < XW; место *wā, там *waʔ, яма, углубление !wâ; широкий, просторный *!waka; [vulva] ts'oṅko < TN < XyN; ступка *kunu < KwN < XwXy

2) p-Nilotic: [vagina, vulva] mur < MwR < WR < WX; распростертый wät < WT < WXy; разделять, разводить puɔk, puk < PwK < WX; домогаться wai; кислость, прокиснуть wac; подмываться, ритуальное подмывание wak; [mouth of vagina] a-lu-at < LW; нос wum < WM*; запах, вонь wɔu

3) Suahili: [vagina] uke
[Error: Irreparable invalid markup ('<wk [...] [stomach2]>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Третий слой – интродукция губной фонемы W. Фонема W имеет яркую губную окраску и, на мой взгляд, наиболее вероятно могла быть порождена развитием из губного веляра Xw, а потому её интродукция в язык могла осуществляться заменой Xw на W в уже установившихся корнях с развитием их сем в нужную, возможно - ярко губную, отрасль. Другим источником W могло быть дефективное произношение R в виде, близком к W или Y. Возможно, по причине дефективного образования из R, фонемы W и Y взаимно подменяют друг друга в языках многих кланов (особенно в семитских языках).
Само губное происхождение намекает на возможность доминирования «очковых» (устных = губных) сем, по сравнению с веточными (ветошными = устаревающими). Посмотрим, так ли это для корней третьего слоя ностратического праязыка.

#13. XwW [Хо(у)В)], №171 (в БЯА)
ХОВа ≈ ХОВОд: холод, метель, холодный ветер > одежда, одеваться, обуваться = ХОВо > морозно, мёрзнущий, силиться > купол, укрытие

Изначально, в тёплых краях, ощущение холода и происхождение его корня могло произойти из-за намокания – до посинения губ или даже герпеса, но и упрятывание в оке пещеры на время ночного похолодания и ночных страхов не следует сбрасывать со счетов:

XwX «промокнуть» > XwR «хворь» > XwW «холод» ~ XyW «возвращаться домой»

С учетом табу на сдвоение архаичных фонем образование XwW из XwXw невозможно, поэтому очевиден дефективный источник W, по крайней мере, в корнях с Xw. Указанием на переход XwR > XwW, как возможный источник этого корня, служат: «одежда» у Шиллок or, «холод» у Вано nggore, у семитов *qr и эскимосов qura, а также близкий к ним дравидийский «холод» *KÅr; *gir, *kir. Эскимосский «холод» qura интересен в совокупности с порожденным корнем одежды XwW (akuvǝ). Отметим, что возможно именно сема «холод» определила часть сем корня K(w)R < X(w)R как «ночной, тёмный, чёрный»
<lj-cut>
#14. WXw [ВоХо(у)] , №146
ВАВА (wound), УВЕЧЬЕ: рана, ранить, вонзать, пронзить, разить, пораниться 2) кровь, кровеносный > разъяриться, израненный, настороже > УВечье
Любая колотая рана (вава) – это око.

XXw «срубать ветку» > RXw «срубить/сломить ветку/ сук для вырывания корней» > WXw «вава – укол - рана».

На R, как дефективный источник W в корне WXw с семой «укола-раны», указывают «ранить (животное)» rap < RXw у Динки, «рана» je-raha < ..RXw в Суахили и «поразить» a rka < RX(w) у Айну. Закóленный и закалённый кол появляется при помешивании веткой углей костра – см. в слое Y корень YXw ~ WXw.

#15. XyW [Хи(е)В], №163
«ХiВ» > ХИБ-ара: возвращаться домой, убежище, жильё, укрытие от непогоды, уютный > в селитьбу > клеить (остаться) *čabАл < KyB* < XyW
Тут, кстати, о Киеве, который по сути – дом, убежище.

XyX(w) «огонь» > XyR «случайное высекание огня» > XwW «хов - холод» ~ XyW «хованье в укрытии»

XwX «промокнуть» > XwR «хворь» > XwW «холод» ~ XyW «возвращаться домой»

Корень «холода» XwW (собственно поэтому и нужно ховаться в укрытии) можно произнести и как XyW, что собственно до сих пор происходит в близкородственных славянских диалектах: хiв = хов. «Хижина» eri Шиллук и протосемитская «ноша» *ʕib; *kirāʔ указывают на ещё один возможный дефективный источник корня XyW < XyR. Ещё проще «ошибиться» до XyW из корней XXw («топор-рубить») и XyXw («хайва»).

#16. WXy [ВХи(е)], №143
«ВЕХи > ВЕТКИ, ВОЗ, ВЕШКИ, отмечающие путь [way, vie, via], который может ветвиться»: (пере)-возить, (пере)таскивать, (пере)во-лакивать, (пере)водить, (пере)езжать > везти, перекочевье, заготовительный, семейно > ветка-волокуша, рассвет, ...
Тут очевидно веточное (мужское) происхождение, а не оковое (женское).

XXy «жизн. сила» > RXy «ставить вешки, считать» > WXy «вехь, воз - волочение волокуши по дороге»

Когда мужчины идут в авангарде и постоянно отрываются, иногда теряясь безвозвратно, появляется необходимость оставления знака. Здесь очевиден самый первый ЗНАК человека – ветка-вешка, которую потом будут загибать (см. GyN). Сломленная с дерева «ветвь», таким образом, является самой первой «вещью» человека в виде «волокуши» WXy и «кола» WXw, а также и первым дорожным знаком «вешкой». К правещам этого слоя примыкает и самая первая вещь из духовной сферы – WX, порождающая очень материальные вещи в виде «сыновей» Динки - wɛ̈ɛ̈t (ветки) < WXy. Отметим, что у Динки указан путь образования этого корня из «отделения ветви» WXy: «оторвать / отрезать ветку с дерева» wak < WX.

#17. WX [ВХа], №141
WaKy > vahina, vagina > «ОКО» > ВИЖь (ведать – «изведать»), ИГО = ярмо: влагалище, врозь, разжимать > разделение, вагинальный > 2) отдалившийся на расстояние, звать, призывать; отделенный

Происхождение может быть напрямую от пракорня XwX, а может быть и от корня RX («развилка реки»):

XwX «вода, родильные воды» > (RX* “Ра, река как источник воды и пищи” >) WX «родовые воды из влагалища, роды» ≤ ≥ WXy, WXw «ветки, вешки» > WX «раздвигать ветки-ноги»

Изначально WX – это не только влагалище, но и промежность вообще, в т.ч. и мужская (см. дополнительно, например, корни XN, XwY,…) и промежность реки (притока), т.е. то, что открывается при раздвигании ног-ляжек. Отмечу, что из WX «вбок» идёт и наш (а также папуасский) «бок». «Вавилонская башня» по поводу «бока» даёт следующую сентенцию: « Ср. алт. *biūka 'бок, бедро', и.-e. (слав. *bokъ etc.) < *bVq̇wV. Сходные основы имеются и в СК языках (ср. *büg_a 'бок, поясница', NCED 314; *bŏnq̇_ō 'спина', NCED 310; Климов 1969, 289 сближает ПАК *baq:ʷǝ 'место между бедрами, промежуток' - что сомнительно, поскольку адыгская форма (с историческим префиксом) соответствует ПВК *=Hĭq̇wǝ 'поясница, середина', см. NCED 577-578), так что не исключено субстратное взаимодействие». – На наш взгляд, Климов сближал верно, потому что «бок» и «середина» - это две разные вещи, а вот если «раздвинуть ляжки вбок», то и получим = откроем «середину = промежность». Далее комментарий «ВБ» приближается к корню WX, но так и не доходит до конца: «Возможно, экспрессивный вариант того же корня, который налицо в сван. puṭu "дыра"; ср. далее алт. *p`ut`e 'дыра', урал. *putV 'rectum' < ностр. *ṗu[ṭ]V (МССНЯ 340). Сходный корень налицо и в ПВК *pūṭi / *būṭi'(женские) гениталии».
Название арабской «двери, входа» ba-b < BX < WX (например, пролив Bab-al-Mandab, через который мог произойти Выход-из-Африки) заставляет усомниться в этимологии «бабы» по Андрееву из BX = бух-теть. Скорее всего, этимология «бабы» первичная, т.е. из бореального смысла корня WX > MX > BX.

WX – очень древний пракорень, который (при желании) можно найти в языках самых ранних ответвлений человеческого древа:

1) P-Koisan: девств. плева *bō < BXw < WX(w); дыра *!hwe < XW; место *wā, там *waʔ, яма, углубление !wâ; широкий, просторный *!waka; [vulva] ts'oṅko < TN < XyN; ступка *kunu < KwN < XwXy

2) p-Nilotic: [vagina, vulva] mur < MwR < WR < WX; распростертый wät < WT < WXy; разделять, разводить puɔk, puk < PwK < WX; домогаться wai; кислость, прокиснуть wac; подмываться, ритуальное подмывание wak; [mouth of vagina] a-lu-at < LW; нос wum < WM*; запах, вонь wɔu

3) Suahili: [vagina] uke <WK < WX; разделять gawa < GW?

4) Papuan-1: дырка poke* < PK* < WX; мир [peace] yok*, плохой weak*, болезнь ouk* < WK < WX; женщина kwa < XwX; [penis gourd] keve-wok < XyW-WX; [vagina] angget < KyT* < KyN

5) Ainu&Andam: приставка взаимности uko ; [vagina] a-sike < SX, ho < XXw?, sama-mpe < SM-PXy < XyW-WXy; дыра puy < PW < WXw, пещера, нора, углубление poru < PR < WR < WX; брать uk

6) p-Kartvelian: иго, ярмо *uɣ < WGh* < WX; ляжка *baq̇w, poq̇Sv < PKw < WX(w); открыть γia < XyX; дыра put‘uSv; [vulva] budSv < PwT < WXy; пазуха ubаМ < WX; дупло, полость *puɣ < PwGh < WX; быть пустым *puḳ < PwK < WX; врозь gwεr-γε < XwR..

7) p-Semitic: вода wǝhaAmh < WX; ши-роко раскрыть *pγ-r < PGh* < WX; дверь, вход bā-bAr; колодец *biʔr, bǝʔ-ēr; [penis, genitalia] *būḥ; дыра *biʔ; середина *buḥ-buḥ < BX < WX; *wag-r < WX; *ḫurr < XwR; раз-рывать, сжимать *buk < BK* < WX; протыкать *bag < BG* < WX; [vulva] *pot < PwT < WT < WXy; открыть *pg < PG* < WX; разделять fḥ-dAr, бедро, пенис *paḥ-l < PX < WX

8) p-Dravidian: широкий *ÿag < YX ~ WX; появиться внутри *ÿaÛg; дыра PoK < PK* < WX; *polÜ < PL < PX < WX; *Pond < PN < WXy; vulva *pÒs < PS < WXy; разделять *vt /*vd < PT < WXy; *pj < PXy < WXy; [pudendum muliebre] *kñd < KN < XXy; подглядывать *vēɣ

9) Papuan-2: с большой дырой, внутри ч-л vahaK; сторона vakiK; влагалище mahaK < MX < WX; выйти замуж vai ari*; совокупляться veiK, vij-ari* < WY < WXy < WX; пенис veveK, vika* < PK* < WX; плохой wae; против ожиданий va*, возглас разочарования (ох, вах) vae*; ляжка vigu, между vigoveK; нора waku-nabo; bako*; пещера beku*; магический шарм женщины bika* < BK* < WX; жен. внеш. половые органы aka* (из ukε?) ; ножны voru* < WR < WX

10) PAustric: широкий (расставленный); открыть *wah ; пронзать *pɔh < PX < WX; жена **wahine/vehine; влагалище, вульва *uki < WX; негативный маркер *ba < BX < WX; дыра, яма *buh-aŋ < BwX < WX; расщеплять *bakaq, *beka < BX < WX; вода **waé/wεi /wai; открыть *buka /pukes, **weha < WX

11) Am: [open1] *k’une < KwN; [open2] pe, pai, ebaya < WX(y); [stomach2] *wak; [vagina1] *puta; [vulva1] *naxw < NXw; [vulva2] *hin < XyN; [hole < dig1] *kua < XwX
Esk: дверь umku, uɣant; дыра uki, глазеть, смотреть пристально uki < WX; хорошо (остро) видеть tak-viɣ < TX-WX


#18. WR [В(о,у,ы)Р], №153
> ВиР: корень, укрытый, прятать, оберегать, защищать > найдено, выдергивать, пень > самец (с дубиной) *wīroПИЕ , *orАл, *wɨraУр > осина *werǝ-nāПИЕ

Происхождение корня самца с дубиной (вира) выглядит исключительно женским, оковым – от их детородного органа в т.ч.:

XwX «водная растительность» > XwR «росток» > WR «съедобный корень > дубина > вир = мужчина – воин, охотник» - см. картвел. «самец» *xwir
XwX > WX «волосатость вульвы» > WR «волосистая голова корня, оставляющего яму (часто с водой) после вырывания» > WL «волос(ы)»

Обратим внимание на пласт Динки «водоем» wär < WR < XwX; «вращение(м)» weer < WR с корнем WR, указывающий на источник «бурения» «скважины» (ностратический корень «бурения» по Иллич-Свитычу BwR), т.е. на «нахождение воды при вырывании корня» - вещь знакомaя нам по жизни современных бушменов.


#20. XW [Х(а)В(о)], №160
> ХАВ > ХВОП > хЛоп (холоп): пришлец, чужой человек, посторонний, отчуждённый, иной > работать, помогающий (раб), трудолюбивый, создавать > оставленный в племени, стараться, сделанное надолго

XwX «водная растительность» > XwR «отросток» > XwY «хвй(евый)» ~ XwW > XW «хав - чужой, раб, работать» > XwP «хлопоты – раб, работа(ть)»
или
XwX «вода» > XwR > XR «хороший» > XW «чужой = плохой»

Кроме окового (женского) происхождения также возможен мужской вариант - через дефективное произношение Y в XY ("он = враг"):

XXy «жизненная сила» > XY «кидаться на врага, боевая ярость» ≥ XW «хав = чужой, раб, холоп»

Хав, холоп – раб, т.е. чужой, оставляемый в роду для выполнения работы и на случай голода («ходячая консерва»). Рабство – понятие очень древнее, запечатленное также в корнях XL и XwP.

Ну, а после этого, третьего, слоя был слой интродукции носовой консонанты N, описанный мной тут https://cts3402.livejournal.com/412818.html .</lj-cut>
Tags: губная консонанта W, ностратический праязык, третий слой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments