Рыжков В. А. (cts3402) wrote,
Рыжков В. А.
cts3402

Category:

Спаривание мито- и Y-хромосомных гаплогрупп-4. Исходные мито-партнёрши кланов y-I

Начиная с публикаций 2010 года в Вестнике ДНК-генеалогии, я (безуспешно) пытался доказать, что наиболее вероятными исходными мито-партнёршами кланов y-I выглядят мито-U и, в частности, мт-U3,U4,U5.

Если построить граф зависимости частот кланов y-I от мт-U3,4,5 (по данным Европедии), то моделирующая корреляционная прямая будет близка к идеальной – наклон 0.94±0.11:



Точки популяций, наиболее приближенные к моделирующей прямой, указывают на путь развития кланов y-I из Леванта/Анатолии (евреи-ашкенази, ливанцы, киприоты, турки) к Аппенинам и далее последовательно к Пиренеям (Андалусия, Галисия), Бретани (Франция), Островам (ирландцы и шотландцы), южной Балтике (Польша, Эстония, Литва) и Русской равнине.

Википедисты обычно приписывали и приписывают кланам y-I мито-гаплогруппы Н, включая и HV (памятуя о «кроманьонцах» Пальики). Европедисты склонны приписывать кланам y-I2 лишь гаплогруппы мт-Н1,Н3.
Обе версии не работают:
- версия спаривания y-I с mt-HV(H,HV0,V) никаких прав на жизнь не имеет, т.к. моделирующая прямая имеет наклон (0.36±0.03), очень далекий от идеального (1.00).
- версия спаривания y-I2 = (0.425±0.09)mt{H1,H3} тоже не проходит, наклон моделирующей прямой лишь 0.425.

Близкой к идеальной выглядит корреляция y-I2 = (1.00±0.19)mt(U3+0.7*U4+0.5*U5), тут лишь погрешность определения наклона неидеальна (±19отн.%):



Обратим внимание на отстутствие Балкан в качестве возможного ареала исхода I2. Вероятнее выглядят следующие цепочки:
(Левант) – Кипр – Аппенины-Пиренеи- Франция-Острова (Британия, Ирландия)
..............................Аппенины-Австрия-Германия-Дания, Нидерланды
...............................................................Германия-Польша-Балтия, Русская равнина

Наилучшей парой для y-I1 выглядит мт-U5 с неплохой корреляцией y-I1= (0.81±0.10)mt-U5 (красная прямая).



Без саамов корреляция улучшается до y-I1= (0.93±0.12)mt-U5 (синяя прямая), что может указывать на позднее замещение значительной (половины) части саамских линий y-I1 восточно-азиатскими линиями y-N1c. Отмечу, что добавка мт-V(+HV0) к мт-U5 резко ухудшает корреляцию с y-I1 – наклон моделирующей прямой уменьшается до 0.47±0.07, что понятно из отнесения мт-V(+HV0) исходно к кланам y-R1.

Из полученной корреляции y-I1=(0.81±0.10)mt-U5, видим проявление роли Балкан (Греция, Болгария, Словения, Сербия) в экспансии клана I1 около 5 тысяч лет назад. Что это было?

Продолжение следует

PS

Спаривание y-I с мт-U в ископаемых останках древних людей согласно сводной таблице Mesolithic Western Eurasian DNA, http://www.ancestraljourneys.org/mesolithicdna.shtml


Мезолит Европы:

Loschbour, Heffingen, Luxembourg, 8.22-8 тлн
y-I2a1b* vs mt-U5b1a,
Motola, Sweden, 7.9-7.53 тлн
I2a1b* vs U5a1
I2a1* vs U5a2d
I2a1a1a* vs U5a2
I2a1b vs U2e1
I2c2 (PF3827+, L597+, P38+, U179+ , L41+, M253-, L37-) vs U2e1

Культура ямочной керамики (Pitted Ware), Sweden, Ajvide, 4.8-4 тлн
I2a1 vs U4d

В неолите Венгрии, в останках человека к.Кёрёш (7.8-7.65 тлн) обнаружены y-I2a против монголоидной mt-R3. Кранотип Кёрёша сильно сближается с палеомонголоидным.

Самая ранняя ископаемая мт-U – это мт-U2 у Костенки-14 (Маркина Гора), Россия, 39-36 тлн, но в паре с
С1-M130,P255,V183,V199,V232,F3393. Более поздние Дольни Вестонице (Dolni Vestonice), Чехия, якобы около 33.3 тлн, хотя их обычно датируют около 28-26 тлн, обнаруживают мт-U8, U5, но Y-хромосома в них не определилась. Согласно датировкам Yfull клан y-I мог испытать экспансию около 27.5 тлн, хотя носитель будущих снипов клана I мог появиться после 43 тлн.

PPS
"Из полученной корреляции y-I1=(0.81±0.10)mt-U5, видим проявление роли Балкан (Греция, Болгария, Словения, Сербия) в экспансии клана I1 около 5 тысяч лет назад. Что это было?"

На настоящий момент, первое проявление y-I1 в ископаемых образцах - это как раз Балканы, образец [BAB5] культуры линейно-ленточной керамики (КЛЛК) около Балатона, Венгрия с датировкой около 7.2-7 тлн [Szécsényi-Nagy 2014 ], что заметно старше расчетного времени экспансии клана y-I1 как по версии Yfull (4.7 тлн), так и по моим расчетам по 67-маркерным Y-STR гаплотипам (5 тлн) .

PPS
Одна из самых древних пар I2a - mt-U5b1h обнаружена в костяке Grotte du Bichon (Швейцария), 13.8-13.6 тлн http://www.ancestraljourneys.org/palaeolithicdna.shtml

Update

Самая древняя ископаемая Y-хромосома клана I-CTS674+,CTS9269+,FGC2416-,CTS8300-,PF3815-,L80-,M253-,L81-, M307.2-,FGC2416,CTS8300-,PF3815- обнаружена в паре с мт-U8c в костных останках мужчины граветтской культуры из Пальики, Италия древностью 34.6-31 тлн (Grotta Paglicci, PA133 (23C-2)) [Posth, C. et al. (2016), Pleistocene mitochondrial genomes suggest a single major dispersal of non-Africans and a Late Glacial population turnover in Europe, Current Biology, published online February 4, 2016].

Update 27-2-2018

Поднакопилась куча проанализированных древних костяков и все в пользу исходной связи клана I с мт-U:

Гравет Чехии, [Pavlov 1], 31-29.5 тлн, клан IJK с мт-U5
Мадлен Германии, Hohle Fels [49 (Ib1 66) и10 (Ic 405) – два костяка] 16-14.2 тлн, оба - клан I с мт-U8a
Мадлен Бельгии, Troisième caverne [Goyet Q 2] 15.2-14.8 тлн, клан HIJK с мт-U8a
Мадлен Германии, Burkhardtshöhle 15.1-14.2 тлн, клан I с мт-U8a
Азиль Швейцарии, Grotte du Bichon, 13.8-13.6 тлн, клан I2 с мт-U5b1h
Эпипалеолит Франции, Rochedane, Villars-sous-Dampjoux 13.1-12.9 тлн клан I с мт-U5b2b
и т.д. до позднего неолита, когда к клану I стали прилипать иные мито-партнёрши (см. отдельный пост по клану I).

Кто-то там со мной ещё на Родстве в 2008-2009гг по поводу этой совершенно очевидной (для меня связи) спорил. Слепцы!
Tags: клан I, спаривание мито- и Y-гаплогрупп
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments